— Ничего не понимаю! — я сосредоточенно смотрела в тетрадь по математике, заметив странную закономерность. — Егор! Почему тут двойка? Ты же вчера дома сам решил почти такую же задачу? Только вчера речь шла о луковицах, а в школе — о тюльпанах?
Егор молча опустил глаза в пол. Он всегда так делает, если чувствует, что его начинают ругать.
— Хорошо. Давай вместе ещё раз решим обе задачи. Идёт? — не дождавшись согласия, я положила на стол тетрадь в клеточку — черновик, и открыла учебник по математике на страничке с нужной задачей. — Читай!
— Юля посадила восемнадцать луковиц в три ряда поровну. Сколько луковиц в каждом ряду?
— И сколько?
— Шесть!
— Как ты это узнал?
— Мама, надо разделить луковицы на ряды, восемнадцать на три. Получится шесть.
— Молодец. Это то, что ты накануне дома решил, и за что тебе поставили пятёрку. Теперь читай задачу, которую вы делали сегодня в классе, — я перевернула странички учебника и ткнула пальцем в задание номер двенадцать.
— Посадили двенадцать тюльпанов, по шесть тюльпанов в каждом ряду. Сколько получилось рядов тюльпанов? — прочёл Егор.
— И сколько рядов тюльпанов получилось?
— Шесть!
Я заглянула в тетрадь с классной работой: да, там красовался точно такой же ответ. Шесть рядов тюльпанов. И буквально тремя строчками выше — вчерашнее домашнее задание, которое Егорка сделал самостоятельно. Почти такое же, только условия немного иные.
— Почему? — поинтересовалась я, но ответом мне стала тишина.
Пролистала тетрадь: все задачи дома решены правильно, а ответы в классных работах будто проставлены наобум.
Я накидала из головы задачек, похожих, но с картошкой, розами и укропом, которые мальчик Егор высаживал в рядах поровну.
— Решай, сын. Потом я подойду, вместе разберём, — я ушла на кухню, попить водички.
Метаморфоза, приключившаяся с Егором, не давала покоя: он с первого класса самостоятельно делает уроки, если что-то было непонятно — подходил и спрашивал. Мы вместе всё разжёвывали, раскладывали по полочкам, он решал несколько придуманных аналогичных примеров или задач. И оценки не разнились. А тут сам делает. Дома — правильно, в школе — чёрт знает как.
Решила налить чай и достать печенье, чтобы на наглядном примере разложить десять печенек в два ряда поровну. Но не успела: раздался звонок Егоркиного телефона.
Тихонько подошла к двери в детскую и прислушалась. Егор взахлёб диктовал условия придуманных пять минут назад задач, и уточнял ответы. Телефонная беседа продлилась минут семь, завершившись такими словами сына:
— Спасибо, бабушка! Пока!
Путём небольшого опроса было выяснено, что бабушка звонит Егорке каждый будний день.
Мы разобрали задачи, сын всё понял, решил ещё несколько. Правильно решил.
Бабушке сына, Анне Денисовне, я позвонила попозже, когда Егор убежал гулять. Она не стала отпираться:
— Да, я помогаю Егорушке с уроками. Должен же кто-то это делать?
— Диктовать ответы — не помощь, ему надо объяснять принцип решения. Пожалуйста, больше так не делайте.
— Если бы ты, как мать занималась своим ребёнком, мне бы не пришлось каждый день…
— До свидания, Анна Денисовна! — не стала слушать нравоучения, всё равно ничего нового не услышала бы.
Да, мы с мужем много работаем, чтобы выплатить ипотеку. И большую часть дня сын предоставлен сам себе. Продлёнки у нас в школе нет, сын ходит в кружки: учится играть на фортепьяно и посещает занятия по боксу. В основном он гуляет с друзьями, сделав дома уроки и выполнив домашние обязанности. На платную продлёнку в частном детском центре у нас просто нет денег: там за месяц просят почти тринадцать тысяч рублей. У Егора есть телефон, если что, я всегда на связи.
Скорее всего, надо признать промах: привыкла, что сын всё делает правильно, и ослабила контроль над выполнением домашнего задания. Пришла с работы — проверила — похвалила. Всё.
Мы с Егором договорились, что непонятные ему примеры он будет оставлять на вечер, до нашего с папой возвращения с работы. Но Анна Денисовна не прислушалась к моим словам, и по-прежнему диктовала правильные ответы по телефону.
Я не могла запретить сыну отвечать на звонки бабушки. Поэтому попыталась поговорить ещё раз, предложив ей приезжать днём и нормально помогать Егору с уроками. Это вариант её не устроил: зачем время тратить, если она и так «хорошая» бабушка? Был и второй разговор. И третий.
— Ну не дело это: за домашние задания — пятёрки, за классную работу — двойки! Вы понимаете, что чем дальше, тем будет трудней? Это сейчас всего второй класс, а когда Егор будет учиться в десятом классе, Вы ему будете фотографии графиков логарифмических функций присылать? Верные синусы-косинусы диктовать? А на ЕГЭ будете рядом с Егором сидеть?
— Моё, бабушкино, дело маленькое: помогать и баловать. Воспитание, как ты кричала, зона ответственности родителей. Я не виновата, что внук мне звонит. И я никогда, слышишь, никогда не откажу ему в помощи! — гордо произнесла Анна Денисовна.
У мужа тоже не получилось донести до матери неуместность её поведения.
— Мне внук звонит, о помощи просит! Мне! Ни маме, ни папе, а мне! Я не откажу! — такой ответ из уст матери услышал мой муж.
Само собой, что ни маме, ни папе — никто из нас не стал бы диктовать правильные ответы, до такого только Анна Денисовна додумалась.
Пришлось поступить кардинально: мы купили Егору новую сим-карту, не поставив Анну Денисовну в известность о новом номере. Подло? Возможно. Сурово? Нам не оставили выбора.
Учёбу Егор подтянул, тьфу-тьфу-тьфу. Сейчас он учится в третьем классе, даже тройки стали редкими гостями в его тетрадках и дневнике, что уж говорить о двойках. Он у нас хорошист.
Анна Денисовна была лишена счастья слышать голос внука до конца прошлого учебного года, причём, приезжать в гости ей никто не запрещал. Как только отгремел последний звонок, номер Егора мы ей сообщили. Но и это её ничему не научило, к сожалению: в сентябре, когда Егорка первый раз пошёл в третий класс, она ему позвонила и предложила помощь с домашними заданиями. Ту самую: «Ты мне продиктуй, я тебе скажу правильный ответ».
За Егора аж гордость взяла: от «помощи» бабушки он отказался. Сказал ей, что всё будет решать сам. Этот поступок Егора, во время гневного звонка мне, Анна Денисовна назвала так: «Настроили внука против меня!»
А теперь Анна Денисовна, не стесняясь, приписывает Егоркины успехи в учёбе на свой счёт. Ведь она ему так с уроками помогала.
Записано со слов Анастасии К.