Когда-то давно я работала в одной очень уважаемой организации. Организация платила зарплату чувством искреннего патриотизма. Поэтому денег приходилось зарабатывать на сшибачках. С моим коллегой по отделу мы под покровом ночи писали “продающие” сайты для коммерсов. Наш третий мушкетер в выходные подрабатывал в конторе по установке систем видеонаблюдения.
Сразу, девочки, оговорюсь, Виталик не был извращенцем в полном смысле этого слова. Имелись, конечно, небольшие девиации, впрочем, нередкие для людей с очень техническим складом ума. Еще у него была патологическая страсть к высоким женщинам. Все, что ниже метра восьмидесяти, не вызывало в Виталике эротического трепета. Зато действительно высокой даме он был готов простить что угодно. Его не смущали ни кривые зубы, ни огромные носы, ни целлюлит, ни отсутствие макияжа, ни наличие малолетних детей. Несмотря на такую широту взглядов, Виталик никак не мог найти даму своего сердца. Дело в том, что это только в школе над слишком высокими ученицами смеются и обидно обзывают дылдами. Но стоит им получить на руки аттестат, они тут же превращаются в супермоделей или, если совсем не повезло с зубами, в баскетболисток. Рослые барышни привередливы в выборе мужчин. Им подавай таких же высоких или очень состоятельных. В идеале должны присутствовать оба пункта.
Рост у Виталика был метр шестьдесят, а состояние заключалось в очень скромной зарплате и очень пожилой “Тойоте”. К своим тридцати он уже испытал на себе все виды дамского пренебрежения, но не сдался.
И вот однажды Виталика отправили ставить камеры в коттеджный поселок средней степени пафосности. В назначенное время он прибыл по указанному адресу. Двери открыл хозяин дома — огромный амбал с лицом разочаровавшегося в жизни убийцы-рецидивиста, высотой не меньше двух метров и столько же в плечах. Следом вышла жена амбала в очень коротких домашних шортах. Ростом она была вровень с супругом. Шорты заканчивались где-то на уровне глаз Виталика. Остальное он помнит плохо.
Потом, сидя в баре пятничным вечером, он, как бы оправдываясь, рассказывал нам, что все было словно в тумане. Почти не отрывая взгляда от шорт, он наощупь уложил проводку в кабель-каналы, установил и подключил камеры, заполнил нужные бумаги. Домой доехал тоже автопилоте. Сознание вернулось только в тот момент, когда сел за компьютер и обнаружил, что камеры из дома амбала писали копию видео в его, Виталика, облако.
Это, девочки, скорее всего, уголовно наказуемое деяние, но мы почему-то сразу были уверены, что амбал не станет обременять исками судебную систему. Остаток вечера придумывали всякие способы, которыми хозяин дома гипотетически может наказать Виталика, если когда-нибудь узнает. Виталик краснел и все время повторял, что сам не понимает, как такое вышло.
Несколько месяцев он тайно подсматривал, как баскетболистка таскает через двор пакеты с продуктами из “Ленты” и вытряхивает в мусорку кошачий лоток. Все в ней казалось восхитительным. Наверное, также астрономы в свои телескопы наблюдают за звездами, прекрасными и бесконечно недосягаемыми.
Амбал елозил газонокосилкой по лужайке и ничего не подозревал. А потом пропал. Совсем. Первое время Виталик не придавал этому значения, но к концу второго месяца отсутствия хозяина понял, что произошло что-то серьезное. В те далекие времена уличные камеры не писали звука, и Виталику приходилось лишь догадываться о развивающихся событиях по жестикуляции действующих лиц. Хотя баскетболистка никак не выражала ни горя, ни гнева, ни одиночества, сердце подсказывало, что амбал сбежал с любовницей в Гонолулу и больше не вернется. “Гордая девушка скрывает чувства”, — решил Виталик. Оставаться сторонним наблюдателем, когда брошенная нимфа остро нуждается в утешении, было нельзя. Он решил действовать.
Виталик представил себе, как решительно распахнет калитку, торжественно опустится на одно колено и сходу предложит даме руку и сердце. Он был романтик. А баскетболистка зальется румянцем от смущения, скажет, что всю жизнь ждала только его и, разумеется, тут же согласится переехать в КГТ на рабочей окраине. Потому что в жизни главное любовь, а вовсе не деньги.
Кое-как мы уговорили его начать хотя бы с цветов. Виталик купил красную розу, коробочку “Рафаэлло” и бутылку грузинского вина. Так он представлял себе куртуазное транжирство и элегантные ухаживания. Сложил подарки на заднее сидение и поехал в поселок. Ресурсное состояние покинуло нашего Ромео еще на пол пути к цели, а когда он прибыл к нужному дому, слишком разволновался. С трудом собрал остатки воли в кулачек, мышонком выскочил из машины, сунул розу под дворник припаркованного у ворот автомобиля Джульетты и ретировался на пределе возможностей “Тойоты”.
Вечером, обливаясь слезами стыда и отчаяния, закусывая винишко “рафаэллкой”, Виталик вдруг обнаружил, что баскетболистка очень обрадовалась одинокой розочке. Достала цветок из-под дворника, понюхала несколько раз и мечтательно улыбнулась. Виталик решил повторить эксперимент. На следующий день он снова приехал в поселок. Для конспирации припарковался на соседней улице, прокрался к автомобилю баскетболистки, снова сунул розу под дворник и сбежал. И снова баскетболистка обрадовалась сюрпризу. Виталику даже показалось, что она нежно так посмотрела в камеру наружного наблюдения, словно что-то почувствовала.
Окрыленный собственными фантазиями, наш Ромео принялся таскать розочки каждый день. Наверное, рассчитывал, что баскетболистка захочет выяснить, кто ее тайный поклонник, и возьмет инициативу в свои руки. Но, девочки, все было совсем не так, как думал Виталик. Амбал вовсе не сбежал, он добропорядочно отбыл куда-то там по работе. А баскетболистка, получив цветы, решила, что это супруг шлет ей издалека романтические приветы. Понятное дело, обрадовалась, может даже купила себе красный кружевной пеньюар для долгожданной встречи. Если, конечно, на свете бывают пеньюары таких размеров.
Вскоре хозяин дома вернулся. Виталик засек его на камерах и от боли и разочарования ушел в запой. Супруги-гиганты быстро выяснили, что появление цветов никак не связано с романтическими потугами амбала, и им стало любопытно, а с чем тогда связано. Возможно, поспрашивали у соседей в поселке про посторонние автомобили, а может каким-то другим способом, но тайного поклонника вычислили, не прошло и недели. Неулыбчивые люди отловили Виталика и привезли к знакомому коттеджу.
Амбал сидел на крыльце дома, его супруга стояла рядом. Виталика вытряхнули из машины прямо перед ними. Он тяжело выдохнул облако перегара и во всем признался. Прекрасная баскетболистка презрительно поморщилась и ушла в дом, и навсегда унесла вожделенные шорты из жизни Виталика. А амбал окончательно растоптал в нем остатки мужского достоинства — он настолько не увидел в Виталике конкурента, что даже не стал бить. Только мерзко поржал и велел «валить от сюдава». На этом романтическая история закончилась. Кто хотел про любовь, дальше не читайте. Дальше последует сугубо утилитарный текст.
Я не просто так вспомнила Виталика, а вот почему. С понедельника по пятницу я исключительно городской житель. За пределы ТТК выбираюсь только в случае крайней нужды до супермаркета. За Пряничным домиком в это время нужно присматривать. В поселке, конечно, есть охрана: на въездах стоят однокомнатные демоверсии домов, в них сидят руководители шлагбаумов. Шлагбаумы автоматические, открываются с телефона. Поэтому в нагрузку на этих же специалистов возложена функция пешего патрулирования территории. Правда, никто никогда не видел, чтобы они этим занимались. Кроме того, Пряничный домик стоит на самой окраине, почти что в лесу. Мало ли какие орангутанги по тем лесам бродят. В общем, решила принять меры безопасности — поставить камеры.
Позвонила в местную компанию, в ответ мне для консультации прислали сразу два Виталика. Не прям того же самого, а каких-то его братьев близнецов, видимо, разлученных с ним в детстве. Хотя, возможно, фирмы по установке систем видеонаблюдения просто клонируют своих монтажников с единственного исходника, который первым придумал говорить словосочетание “витая пара”.
Мой невысокий рост надежно защищает меня от всех Виталиков на свете. Смутило другое. С тех далеких времен, по версии компаний-установщиков, эволюция уличных видеокамер продвинулась крайне незначительно. Согласно технологии по прежнему нужно сделать в стенах побольше дырок, за образец берется швейцарский сыр. Затем надо все здание обмотать проводами в несколько слоев, особое внимание уделить наиболее видным местам. После этого ваши камеры начнут бесперебойно писать видео на сервер или в облако, до тех пор, пока не отключат электричество.
Я, разумеется, всегда за жесткое ретро, но только не в случае с техникой. Особенно не сейчас, когда вся прогрессивная общественность со дня на день ожидает восстания машин и порабощения человечества искусственным интеллектом. Недолгие поиски в интернетах подтвердили мои подозрения. Железный конь, девочки, пришел-таки на смену крестьянской лошадке. Китайский народный завод шпионской аппаратуры имени Феликса Эдмундовича в рамках конверсии наладил производство систем видеонаблюдения, вполне пригодных для использования в домашнем хозяйстве.
Устанавливается все элементарно, никакие Виталики вообще больше не нужны. База разговаривает на приличном английском. Говорит, что нажимать, чтобы подключить камеры. Для тех, кто по идеологическим соображениям английского не понимает, есть инструкция на русском. Систему можно настроить так, чтобы запись включалась только тогда, когда в поле зрения камеры попадает человек. ИИ пишет видео, делает приближенную фотку и шлет все это в приложение на смартфоне. Если на оповещение поставить сигнал типа: «Ахтунг, зи хабен айнен айндринглин!», то неожиданное срабатывание камер взбодрит любое скучное совещание на работе и внесет в него элементы легкого замешательства.
Программа безошибочно опознает человека, даже если: зайти спиной вперед, или присев на корточки, или полностью завернувшись в плед, или заползти на карачках в маске лисички, или заехать на садовой тачке, отталкиваясь лопатой, с ведром на голове. Приделанную к йорку крупную фотографию лица камеры как человека не распознают. И не говорите мне, что вы бы все это не попробовали.
Сразу предупрежу, есть небольшой побочный эффект. Днем видео пишется в цвете, ночью в ч/б. В темное время суток, обнаружив движение, камера врубает инфракрасную подсветку, при этом зажигает в темноте пару маленьких красных глазок и производит негромкое, но очень зловещее, какое-то потустороннее урчание. Подвыпившие гости из числа мистически настроенный граждан, незнакомые с этой особенностью оборудования, могут быть слегка перепуганы на xрен до полycмерти.
Теперь немного об искусственном недоинтеллекте. По умолчанию настройка стоит на средней чувствительности. А вы знаете, что моя сибирская душа не терпит компромиссов. Ей требуется простор, размах и все на максималках. Естественно, выкрутила чувствительность на полную — получила тридцать секунд паники. Как-то вечером внезапно сработала камера с заднего двора. Там глухой забор, и ворота на замке. То есть случайно там человек появиться не может. В ужасе открываю приложение, а там жирненький котик в гости пришел.
Девочки, кто с техническим образованием, подтвердите мою догадку: программа тупо меряет размер движущегося объекта? В общем, теперь у меня тоже есть видео с котиками, если чё.
Автор: Анна Загайнова