До Нового года оставалось несколько дней, предновогодняя суета набирала обороты. Лидия Павловна сидела на кухне у окна, подперев голову рукой.
Кто-то из соседей подъехал с привязанной на крышу машины настоящей пушистой ёлкой. Лидия Павловна представила, как нарядно и красиво будет смотреться эта ёлка посреди комнаты. Как будет радовать домочадцев. Как дети на утро найдут под ней свои подарки. То-то будет восторг.
Лидия Павловна перевела взгляд на большую ледяную горку посреди двора. Жильцы сами смастерили её для ребятишек ближайших домов. Вот и сейчас вокруг горки стоял звонкий смех, ребята с шумом и криками съезжали вниз и вновь спешили на вершину. Двое мальчишек стояли неподалёку и чистили мандарины, аккуратно складывая кожуру в карман.
Лидия Павловна, словно, наяву почувствовала этот особенный аромат и печально отвернулась. Обвела взглядом тихую опустевшую квартиру и тяжело вздохнула.
Это был первый Новый год после cмeрти её мужа Николая. В тот день они собирались спозаранку поехать за грибами. Николай спустился вниз, к машине, а она замешкалась. А когда спустилась, Николай уже лежал рядом с машиной. Тромб — cмeрть была мгновенной. Уже потом Лидии Михайловне объяснили, что она ничем не смогла бы помочь, даже если бы спустилась с ним вместе.
Лидия Михайловна понимала, но всё-таки ей было горько, от того, что её не было рядом. Ведь всю жизнь они были вместе, рука об руку. Детей судьба им не подарила и всю свою нежность, любовь и заботу они отдавали друг другу и чужим детям. Лидия Павловна работала учителем истории в школе, а её муж тренером детской команды по футболу. Но и это всё давно осталось в прошлом.
Сейчас Лидии Павловне было семьдесят два и последние годы они с мужем жили тихо и уединённо. Встречались иногда с немногочисленными друзьями, но в канун праздничных дней никто из них не вспомнил про Лидию Павловну, не пригласил отметить Новый год, сама она напрашиваться не хотела. Да и настроение было совсем не праздничное. Поэтому не было у Лидии Павловны ни нарядной ёлки, ни даже мандарин.
Взгляд остановился на фотографии Николая, стоявшей на столике у дивана.
— Вот так-то Коленька… — Посетовала Лидия Павловна. Дальше продолжать не было смысла, она знала, что муж и так понимает её одиночество и тоску. – Ну а, может, и правда, хоть мандарин кyпить? Да, да, ты прав, жизнь-то она продолжается. – Лидия Павловна улыбнулась портрету мужа и, поколебавшись ещё минуту, достала из шкафа одну за другой две коробки. В первой, лежала аккуратно уложенная небольшая ёлочка, во второй, разноцветный ёлочные игрушки и гирлянда.
Через час мигающая огоньками ёлочка заняла своё место в углу комнаты.
— Так-то лучше. – Одобрила свою работу Лидия Павловна и глянула за окно. Стемнело, поэтому за мандаринами она решила отправиться на следующий день.
— Лидия Павловна, это вы? – Лидия Павловна растеряно обернулась. – Помните меня, Таня Уварова, сейчас Смирнова давно уж. А я думаю, вы не вы, сколько лет не виделись. – Лидия Павловна узнала одну из своих последних выпускниц.
— Танечка, всё такая же тараторка. – Лидия Павловна покачала головой, ласково улыбнувшись. – Как поживаешь?
— Хорошо, хорошо всё. Замужем давно, трое детишек, вот младшенький, Тимофей. В садик никак попасть не можем, вот со мной, как хвостик. – Хвостик в это время стоял рядом, держа маму за руку, и хлопал большими голубыми глазами. – Костя, муж, работает много, в четвером мы у него на шее, а я вот, не могу на работу выйти, а то всё полегче было бы. Вы, то сами как? Как здоровье? Я на встречах выпускников не бываю, ребят давно никого не видела. С тремя сами понимаете, время сложно выкроить. А вы то, наверняка, всё про всех знаете?
— Я потихонечку. Здоровье подводит, поэтому и я на встречах не была давно. – Развела руками Лидия Павловна.
— Со здоровьем шутки плохи, берегите себя. Что ж вы тогда одна такой пакет тяжёлый несёте?
— Больше некому. Муж yмер в этом году. Да и не тяжёлый пакет, немного мандарин взяла, Новый год всё-таки. Гостей не жду, так, себя побаловать. – Объяснила Лидия Павловна.
— Мам, мам. – Заканючил Тимофей.
— Ой, вы уж простите, пора бежать. – Спохватилась Татьяна.
— Беги, беги, Танечка. – Вновь покачала головой Лидия Павловна. – Счастливого Нового года.
— И вам! – Уже на ходу ответила Татьяна.
Лидия Павловна вздохнула и зашагала не спеша в сторону дома.
— Всё верно, у молодых так и должно быть, дела, заботы, спешка. Не до стариков им. – Думала по пути Лидия Павловна.
К восьми часам вечера 31 декабря на праздничном столе Лидии Павловны стояла вазочка с мандаринами, тарелка с традиционным оливье, графин с вишнёвым компотом и фотография Николая.
— С праздником. – Кивнула мужу Лидия Павловна. В коридоре раздался звонок. – Кто бы это? – Удивилась Лидия Павловна и поспешила открыть.
— Лидия Павловна! С Новым годом! – За дверью стояла Татьяна и ещё человек десять её одноклассников. Лидия Павловна всплеснула руками.
— Ребята, как же так?
— Лидия Павловна, вы простите меня, что я тогда убежала так быстро. Я ведь этим же вечером думала, думала, как же так, Новый год, а вы одна совсем. Вот и ребят собрала, кого успела найти.
— Вы проходите, проходите. – Просеяла Лидия Павловна. – Я сейчас чайник поставлю. Угостить, правда, особо нечем. Какие вы все стали!
— А у нас всё с собой. – Один из бывших учеников поднял повыше большущий пакет. Лидия Павловна узнала троечника и хyлигана Серёжу Курзина.
— И даже торт. – Это уже говорила Света Ефимцева. – У меня своя кондитерская. – Похвасталась она.
— Замечательно. – Порадовалась за неё Лидия Павловна. – Давайте, давайте, рассказывайте, а я чашки пока достану. – Суетилась хозяйка дома.
— Да вы сидите, мы сами всё организуем. – Распорядилась Татьяна.
Два часа пролетели незаметно. Все обменивались новостями о своей жизни, вспоминали смешные истории из школьной жизни. Лидия Павловна всех внимательно слушала и влажными от слёз глазами скользила по лицам бывших учеников.
— Пора и мне, дома без меня, наверняка, кавардак полный. – Татьяна прощалась последней.
— Беги, беги, Танечка. – Понимающе кивнула Лидия Павловна. – Спасибо тебе!
— Ну что вы, это вам спасибо за всех и от всех нас. Теперь-то уж будем навещать.
— Танечка, а ведь я могу с Тимофеем водиться. А ты на работу вышла бы. И платить мне не надо. И мне веселее и вам помощь. – Предложила Лидия Павловна.
— Лидия Павловна, да вы ангел! – Обрадовалась Татьяна. – Это мы после обсудим, а сейчас – с Новым годом! Побегу.
— С новым счастьем. – Шепнула Лидия Павловна, закрыв за Татьяной дверь. – С новым счастьем, Коленька, с новым счастьем. – Сказала Лидия Павловна, уже обращаясь к портрету мужа. – Теперь она, и правда, чувствовала себя счастливой.
Автор: Светлана Гесс