Лида листала газету объявлений. В глаза бросилось: «Продаю стaрую этажерку, недорого, хоть для книг, хоть для чего угодно». Лида на минуту задумалась. Она вспомнила своё детство, небольшой посёлок, куда она ездила на лето к бабушке и дедушке отдыхать. Жила она тогда летом на веранде, где рядом с пружинной кроватью стояла небольшая этажерка с дедушкиными любимыми книгами.
Именно там Лида и пристрастилась к чтению. Летом уроки не надо было делать, и она много читала Жюля Верна, Марка Твена, прозу Пушкина.
Бабушка и дед заглядывали на веранду. Лида читала, сидя в кровати, в подушках, а рядом неизменно лежал кот Мурзик.
— Ох, и кот с тобой пристрастился к чтению, — улыбалась бабушка и звала обедать. Лида кивала головой и клала в книгу закладку – фантик от конфеты. Она ставила книжку на этажерку в несколько полочек. Ножки этажерки были витыми, тоненькими, но довольно устойчивыми. И Лиде она очень нравилась.
Теперь, когда не было на свете ни деда, ни бабушки, Лида с грустью и теплом вспоминала тот деревенский дом и не могла понять, почему родители так легко продали его. Мало того, они, передавая проданный дом новым владельцам, даже не взяли оттуда вещи: ни мебели, ни посуды, ни книг…
И Лида в то время не понимала, насколько будет потом скучать по дедушке и бабушке, с годами всё больше и больше.
— И почему я не взяла себе тогда из дома что-нибудь на память? – прошептала Лида.
Она набрала номер телефона о продаже этажерки и договорилась о встрече с продавцом.
В назначенное время дверь ей открыл старичок. Он провёл Лиду в небольшую комнату, и указал в угол у кровати. Лида замерла в удивлении. Старик продавал точно такую же этажерку.
— Много не прошу, как указано в объявлении, ведь старенькая она, но послужит ещё. Крепкая, не ломаная нигде… — начал уговаривать старик Лиду, видя её задумчивое выражение лица.
— И не жалко вам её продавать? Ведь привыкли к ней, наверное? – спросила Лида.
Старик удивлённо посмотрел на неё и склонил голову.
— Покойная супруга моя её любила. Она вязание своё на ней держала и сверху книжки ставила. А мне… деньги нужны на протезирование. Совсем зубов нет. Вот и собираю, чтобы получше сделать, чтоб надолго хватило. Раз – и до самого конца. Вот ещё и часы настольные продаю, может, надо?
Лида посмотрела на обстановку в комнате. Было очень скромно, но чисто. Сам хозяин был одет в старенький спортивный костюм, лишь стоптанные тапки портили внешний вид, но, видимо, старик так привык к ним, что уже не замечал их ветхости.
Лида кyпила этажерку и несла её пешком к себе домой нисколько не стесняясь внимания прохожих.
Через несколько дней она сделала у знакомого столяра заказ: скопировать точно такую же этажерку – сделать новую, покрыть лаком. Столяр взял этажерку как образец и принялся за работу.
Через неделю новая блестящая этажерка была готова. Лида не могла нарадоваться: так она ей понравилась. Она постелила на каждую полочку кружевную вязаную салфетку, поставила книги, небольшие вазочки и статуэтки. На самую верхнюю полку Лида поставила совместное фото бабушки и деда. А перед ним – небольшую вазочку с цветами.
Теперь осталось отнести деду его стaрую этажерку. Лида опять проделала свой путь к продавцу, неся этажерку обратно. Когда дед открыл дверь, то немало удивился.
— Что такое? Не подошла? Как же так? – забеспокоился он.
— Подошла, мне мастер изготовил точно такую же, не волнуйтесь, деньги я с вас обратно не потребую, а попрошу об одном: не продавайте её, чтобы потом не жалеть.
Они поставили этажерку на место. Дед всё ещё не мог отойти от удивления – от поступка Лиды. Лида обняла старика и заметила, что он прослезился. А когда выходила в коридор, он поспешно поблагодарил:
— Спасибо, дочка, вот не ожидал. Чудно-то как… Надо же! Не продам теперь уж, точно. Это наверняка с неба моя Валя не довольна была, вот и прислала мне её обратно. Спасибо…
— Ой, чуть не забыла, — спохватилась Лида. Она вынула из сумки новые тапки и поставила в прихожей. – Это вам. – Она помахала рукой озадаченному старику и вышла, зaкрыв за собой дверь. И лишь во дворе она обернулась на дом. Из окна своей комнаты старик махал Лиде, словно родной.
Лида шла по улице и улыбалась. Она чувствовала себя снова маленькой девочкой, так и представлялась ей солнечная веранда деда и бабушки, и на дyше становилось тоже солнечно и уютно…
Автор: Елена Шаламонова