— Привет, Сан Саныч! – Егор заглянул через забор. – Настёна шанежек сварганила. С творогом твоим, между прочим. Горячие ещё. Пошли завтракать.
— Будь здоров, Егор. Отчего бы нет. – Сан Саныч отставил вилы. – Подопечным своим корм задал, а у самого ещё маковой росины во рту не было. – Широко улыбаясь, Сан Саныч направился к калитке тяжёлым размашистым шагом.
— И как это вы всё успеваете, дядь Саш? С таким то хозяйством. Да всё один. – Всплеснула руками жена Егора Настя, слушая отчёт Сан Саныча о проведённом утре.
— Тю, это ж разве большое хозяйство. – Отмахнулся Сан Саныч. – Ещё лет пятнадцать назад у меня и бычков с коровами голов на пять больше было, и свиней. А курей и прочую мелочь и не считал. Да, правду сказать, силы уж не те, да и помощника не хватает. Анна Ильинична моя добрая хозяйка была, шустрая. Вот прям как ты, Настасья. – Рассмеялся Сан Саныч.
— Скажите тоже. – Смутилась Настя и поспешила достать противень с очередной партией шанежек.
— А что если тебе ещё раз женится, Сан Саныч? Мужик ты ещё крепкий. Да с приданным. – Подмигнул Егор.
— Дак я ж не против. Где взять? В нашей деревне невест не осталось. – Сан Саныч снова громко рассмеялся.
— А интернет тебе на что? Сейчас все в интернете знакомятся. В городе мужики-то перевелись, а женщин хороших одиноких полно. – Объяснял Егор.
— А ты-то откуда знаешь? – Настя подбоченилась, строго глядя на мужа.
— Да мужики на работе рассказывали. Не кипятись, никуда я от тебя не денусь. Куда от тебя, ведьмы зеленоглазой, уйдёшь. – Егор тоже рассмеялся и подмигнул жене. – Кстати, пора ехать. Я, Сан Саныч, вечерком забегу.
— И то, правда, засиделись. Спасибо, Настенька, за угощение. – Сан Саныч встал из-за стола.
— Доброго дня! – Пожелала Настя в след мужчинам, ставя на огонь кастрюлю с молоком. Пора было варить кашу.
Сан Саныч и Егор были соседями, сколько Егор себя помнил. Старшие братья Егора уехали в город в своё время. А Егору тут в деревне было привычнее. Да и отец Егора yмер рано, матери помогать нужно было. Потом и мать yмерла, а Егор всё равно остался. Правда, на работу Егор ездил каждый день в небольшой городок километров за тридцать. Однажды оттуда привёз с собой Настю. Настя была простой, доброй, улыбчивой. Она быстро прикипела к уютной деревенской жизни. Детки пошли у Егора с Настей быстро. Теперь уже четверо было. Покормив мужчин, Настя принялась за приготовление завтрака для детей. Хозяйства Настя с Егором не держали, огород только. А вот у соседа их Сан Саныча было три бычка на мясо, три коровы, пять свиней, штук с пятнадцать кур, да с десяток уток. Егор помнил, что раньше, пока была жива супруга Сан Саныча Анна Ильинична, живности было, действительно, больше. Они даже нанимали в помощь пару-тройку работников. Один из которых и сейчас помогал Сан Санычу. Мясо, яйца, молоко, творог, сметану супруги продавали не только соседям по деревне, но и сдавали, иногда возили на продажу на городской рынок. Огород после cмeрти жены Сан Саныч почти забросил, не хватало времени, а вот всю скотину убрать не решился. Был у Сан Саныча сын Николай, только жил он давно за тридевять земель. Вoeнным по распределению Николая отправили почти за пять тысяч километров. Там он и остался. Обзавёлся семьёй. Навещал родителей раз в пятилетку. После cмeрти Анны Ильиничны, Николай звал отца переехать к нему поближе, да Сан Саныч отказался.
Сан Санычу было под семьдесят, только никто не дал бы ему больше шестидесяти. На здоровье он не жаловался, по натуре был человеком весёлым, отзывчивым. Все его в деревне знали и уважали. Была у Сан Саныча машина, на которой он ездил в город то с товаром, то за товаром. Кроме хозяйства – добротный дом, подворье с постройками для скотины, баня, и приличный участок земли. Хозяйство он вёл умело и скоро, но женской руки порой не хватало. Да и хотелось простого семейного уюта и тепла.
Вечером этого дня Егор заглянул к соседу.
— Сан Саныч, будем на сайте знакомств-то регистрироваться? – Спросил он.
— Хм, давай попробуем. – Согласился Сан Саныч. Был у него и интернет и ноутбук. Он старался шагать в ногу со временем.
Сделали несколько фотографий, оформили анкету и решили это дело отметить стаканчиком домашней вишнёвой настойки, которую Сан Саныч делал сам. И тут же посыпались первые сообщения.
— Как много. – Удивился Сан Саныч.
— А я что говорил. – Егор был доволен своей идеей. – Выбирай теперь, кто к дyше придётся.
Сан Саныч долго не выбирал. Приглянулась ему одна учительница, вышедшая уже на пенсию. Мария Ивановна – дама внешне симпатичная, по разговору интересная. Всё расспрашивала о хозяйстве Сан Саныча, да восторгалась, как же он со всем один управляется. Между делом, написала Мария Ивановна и о том, что всю жизнь мечтала жить в деревне на лоне природы. Заниматься огородом, в лес ходить за грибами, да ягодами. Сан Саныч увидел в Марии Ивановне родственную дyшу и долго не раздумывая, пригласил новую знакомую в гости. Отдохнуть от городской суеты недельку-другую. Мария Ивановна согласилась.
— Куда это ты, Сан Саныч, нарядный такой? – Егор аж присвистнул, глядя, как сосед в свежей отглаженной рубахе, усаживается в машину ранним субботним утром.
— На станцию. Марию Ивановну встречать. Приезжает погостить. – Объяснил Сан Саныч, слегка смутившись.
Мария Ивановна оказалась женщиной энергичной, напористой, улыбчивой, но дружбы с соседями заводить не планировала. Зато с первых же дней развернула активную деятельность на запущенном участке. Весна была в разгаре, для посадок самое время. Этим она и занялась. Сан Саныч крутился вокруг своей дамы юлой. Старался во всем помочь и угодить. При этом выглядел совершенно счастливым. А через пару недель Мария Ивановна решила, что останется насовсем. Егор радовался за стaрика и обиды не держал, что к соседям зайти по стaрой памяти у Сан Саныча времени теперь не было. По времени пересекались, конечно, тогда Сан Саныч обязательно хвалился своей женщиной: «Машенька моя и тепличку засадила и малину в порядок привела. А как готовит! Ум отъешь! И тд».
— Повезло Сан Санычу, так сразу родную душу встретил. – Сказал как-то за ужином Егор жене.
— А мне она не нравится. Знаешь, чувство какое-то странное. Не спокойно мне за Сан Саныча. – Задумчиво ответила Настя.
— Да брось ты, смотри, как он приободрился. – Упрекнул Егор.
— Поживём, увидим. – Пожала плечами Настя.
Так пролетело лето. Осень приближалась к концу, когда Егор увидел, что у соседнего дома в большую машину заводят бычков и коров. На продажу или на убой – понял Егор. Сан Саныч стоял у забора и с грустью наблюдал за процессом. Казалось, вот-вот из глаз стaрика покатятся слёзы.
— Ты чего удумал? – Спросил подошедший Егор.
— Машенька настояла. Тяжело, говорит хозяйство такое держать. А вырученные деньги до весны в банк положим. Там решим. Есть у Машеньки несколько идей, как прибыльно распорядиться. –Отрешённо объяснил Сан Саныч. Егор удивился, но промолчал. Хозяин – барин.
Через пару недель, выпал первый снег. Егор смотрел в окно, наблюдая за детьми, которые несказанно были рады свежему снежно-пуховому одеялу. Тут он заметил Сан Саныча, сидящего на лавке у своего забора. Сан Саныч тоскливо смотрел куда-то вдаль.
— Случилось чего? – С тревогой спросил Егор, выйдя из дому.
— Случилось, Егор. – Тихо ответил старик и замолчал.
— Ну? – Егор встревожился и ждал продолжения. Сан Саныч молчал. Видно было, что его знобит от холода. Егор не знал, сколько сосед так просидел на улице.
— Замёрз ведь. Пойдём в дом. – Предложил Егор.
— Не могу я в дом. Нет у меня больше дома. – Ответил Сан Саныч и упал лицом в ладони. «Помешался, что ли?» — пронеслось у Егора в голове. В слух же он сказал:
— А давай-ка к нам пойдём. Настасья, как раз чайник вскипятила. Вон в окно машет. – Егор помог старику подняться и повёл за собой в дом. – Теперь рассказывай. – Начал Егор снова, когда они с Сан Санычем уже сидели за столом, перед кружками дымящегося чая и горкой румяных блинов.
— Окрутила меня Мария Ивановна. – Начал Сан Саныч. – А я старый дyрак поверил. А оно вон как вышло. Я и не понял, что за бумаги она мне подсунула. Нет теперь у меня ни денег, что со скотины выручили, ни дома, ни земли, ни машины. Всё как есть на неё переписано. Да и деньги на её счету в банке. Сказала, если сам не уйду, то сыновья её приедут, вытурят. Да и документы показала, всё на ней, и правда.
Егор и Настя переглянулись. Сан Саныч смотрел в стол, полными слёз глазами.
— Погоди ты, Сан Саныч. Разобраться ещё нужно. – Егор старался мыслить рационально. – У старшего брата моего, сестра жены его, своячница моя, стало быть, юристом работала. Давай-ка я ей завтра позвоню. Мы этот обман на чистую воду выведем. А ты пока у нас поживи. – Егор поглядел на жену. Настя качала головой, мол, «вспомни, а я что говорила», но согласилась, что так это всё оставить нельзя. На том и порешили.
Галина Петровна, как оказалось, карьеру свою со дня на день собиралась завершить, выходила на пенсию, но помочь согласилась. Тяжба длилась долго, но Галине Петровне всё же удалось добиться того, что дом, земля и машина перешли обратно во владение Сан Саныча. А Мария Ивановна удалилась восвояси. Деньги только вернуть не удалось. Ну да Сан Саныч за них не печалился.
— Дело наживное. В следующем году я себе по новой бурёнку да бычка заведу. – Заверил Егора счастливый Сан Саныч, когда всё закончилось. – Не знаю, как и благодарить. – Обратился он к соседям и Галине Петровне. Егор улыбнувшись махнул рукой.
— А может, я у вас поживу, с недельку, Александр Александрович? – Рассмеялась Галина Петровна, намекая на только что закончившуюся историю. Все дружно рассмеялись.
— Ну а если в серьёз надумаете, то милости просим. – Добавил Сан Саныч. Уж очень они с Галиной Петровной подружились, пока она ему в делах помогала.
— А вот возьму и приеду. – Улыбнулась Галина Петровна.
И правда, приехала, через несколько месяцев, как вышла на пенсию. С мужем-то у неё давно не сложилось. А дети взрослые уже, своими семьями жили. Тут уж совсем другая история началась. Добрая, счастливая. Прожили Сан Саныч с Галиной Петровной много лет. И хозяйство восстановили. Галине Петровне непривычно поначалу было, всю жизнь она в городе прожила. А потом втянулась. Да ещё сама предложила пару козочек ангорских завести, приноровилась из их шерсти вязать. Николай с семьёй приезжал отца навестить и им Галина Петровна понравилась. А про неприятную историю, решили Николаю не рассказывать. Да и как говорится, кто стaрое помянет…
Автор: Светлана Гесс