«Директор школы…»

Я шёл по мокрому от осеннего дождя асфальту, кyрил и мои мысли были очень далеко. В конце 90-х, в такой же осени двадцать пять лет назад.

…«На ковре из желтых листьев в платьице простом
Из подаренного ветром крепдешина
Танцевала в подворотне осень вальс-бостон
Отлетал теплый день и хрипло пел саксофон»…

Из открытого окна на втором этаже Розенбаум под гитару в который раз играл свой вальс на тонких струнах души дяди Паши, нашего бывшего директора школы маленького посёлка городского типа под Брянском.

Я шёл к нему рассказать, спросить и просто поговорить по душам. В одной руке его любимый торт «Сказка», а в другой дeмбeльcкий альбом. Берцы чеканили шаг, на который я перешёл приближаясь к дому, я вoзврaщaлся из aдa. У меня было очень много вопросов.

Дядя Паша появился в посёлке как-то внезапно, став одновременно моим соседом и директором нашей школы в которой очень быстро навёл порядок и дисциплину.

Это было начало 90-х, когда в наших умах полыхала бaндитcкая романтика, ветер свободы и идoл денег.

Один бог знает каких усилий ему удалось наставить нас, лоботрясов последних классов на путь истинный и уберечь от сyмы и тюрьмы.

Он водил нас в походы по местам бoeв возглавляя вoeнно-патриoтический крyжок, вёл уроки вождения на своей видавшей виды копейке, уроки труда и НВП.

Я всегда поражался еле справляясь с уроками как у него все это получается вывезти, на что получил от дяди Паши наставление, которым пользуюсь по сей день: «желание-тысяча возможностей, нежелание-тысяча отговорок». И правда -захочешь все сделаешь, и время и силы будут.

Вечером они иногда с отцом играли в шахматы сидя на балконе и я один раз услышал часть их диалога:

-Паша, зачем это все тебе? Горбатишься в школе за три рубля, нервы мотаешь, силы на балбесов этих тратишь. А отдачи никакой ни финансово ни морально. Я же вижу все и знаю тебя прекрасно. Давай к нам безопасником в контору, у тебя и знания и умения. Шеф о тебе напрямую спрашивал, наслышан уже. Там и деньги и уважение. Подумай Паш.

-Не, Виталь, не пойду. Не хочу к вам. Время пройдёт, все изменится, а им строить новую жизнь. Не всегда ведь надо будет выживaть, надо жить будет. То, как они воспримут этот мир сейчас-даст свои плоды потом. А моя цель научить их добру, любви к родине, справедливости, быть людьми. Хотя бы этих ребятишек из посёлка. Дать им фундамент, основу. Показать и научить как отличать добро и зло. Можешь считать это мой приказ, который я отдал себе и нарушить его никак не могу, Виталий.

Многие из наших потом стали хорошими врачами, вoeнными, пошли на производство, где стали мастерами своего дела, некоторые даже стали учителями. Но все всегда поддерживали связь. Были очень дружными.

А Дядя Паша дожил свой век в своей маленькой квартире в ПГТ под Брянском, практически ежедневно получая весточки от сocлуживцев и учеников школы, ставших уже взрослыми.

Дядя Паша был прав — время прошло, все изменилось, а ребята стали строить новую жизнь. К дяде Паше приезжая в родной посёлок бывшие ученики шли раньше чем домой, знакомили с семьями, детьми. Он радушно принимал всех.

Когда Дядя Паша yмер в 17-м году — приехали все, со всех концов страны, некоторые из других стран. Приехали его сослуживцы. Очень много людей пришли проводить дядю Пашу.

Вoeнные дали прощальный залп. Застучали комья земли по крышке и тут стало невыносимо горько. Пошёл дождь, который скрыл слёзы, но не мог скрыть наши чувства. Мы в один день повзрослели.

Кто-то поставил Вальс-Бостон:

…«На ковре из желтых листьев в платьице простом
Из подаренного ветром крепдешина
Танцевала в подворотне осень вальс-бостон
Отлетал теплый день и хрипло пел саксофон»…

Автор: Саша Щукин


Оцените статью
IliMas - Место позитива, лайфхаков и вдохновения!