-Этот дом ещё дед мой строил. – Михаил Семёнович с гордостью показывал нам свои владения, участок в 10 соток и деревянный дом с потрясающей красоты наличниками.
-Да тут как в музее! Красота! – Леся с восхищением разглядывала деревянные кружева на окнах, а меня больше интересовала цена. Мы решили всей семьёй провести лето в деревне и хотели снять подходящий дом, чтоб со всеми удобствами.
-Это Вы ещё внутри не видели! – улыбнулся Михаил Семёнович. — Да, дед мой знаменитым мастером был, резчиком по дереву.
-Он сам вот это всё… — восхищалась жена, — своими руками!
-Ну, тут доподлинно неизвестно, — усмехнулся Михаил, — дед сам часто рассказывал одну историю, уж не знаю, врал или нет…
-Что за история?
-Когда он дом этот строить начал, то уже неплохо мастерил и дом хотел сделать соответствующий. Товар лицом, так сказать! Жил он в сарайке у реки, чтоб далеко не ходить, – Михаил махнул рукой в сторону живописной речушки неподалёку, – и мелкие детали резьбы брал с собой, выпиливал фигурки сидя на берегу.
-Вот такие что ли? – Леся указала на голову медведя над окном, мимо которого мы проходили.
-Ну да, тут таких много: медведь, лисица, заяц, орёл, олень…
-И правда, одна, две, три… Над каждым окном почти, над этим вот почему-то нету.
-Так вот об этом и история! Сидел, значит, дед на берегу реки, дело уже к ночи, а фигурку никак не закончит вырезать, волк у него не получался, сидит и видит из реки к нему чёрт выбегает.
-Чёрт? – переспросил я скептически. Байки байками, но вдруг в них доля правды есть. Арендовать этот дом мне расхотелось.
-Ну да, чёрт, — кивнул Михаил, — выбежал и говорит деду: «Хочешь, дом за одну ночь достроить?»
«Да кто ж не хочет, а в обмен чего?»
«Ну, так душу твою бессмертную себе заберу» — говорит чёрт и хитренько так улыбается.
А дед взял и согласился, сказал: «Достроишь мой дом к рассвету – отдам тебе душу! Только смотри, чтоб всё было как я задумал!» И пальцем ему погрозил.
Леся ойкнула, но перебивать не стала.
-Так вот! Сказал и отправился спать, а на утро чёрт его разбудил: «Вот говорит, дом — твой, а душа — моя!»
А дед ему отвечает: «Ты погоди, надо ж проверить всё ли так!»
Дед обошёл дом вокруг, внутри оглядел, действительно, всё как он задумал и сени широкие, и лавки узорчатые, печь с изразцами, лестница с резными перилами и даже подпол имеется с полками под соленья-варенья. Вышел дед из дома, а чёрт его уже дожидается.
«Всё сделал, давай сюда душу!»
«Всё, да не всё!» – дед посмотрел на поднимающееся из-за реки солнышко и достал из кармана недоструганную фигурку волка, показал чёрту пустое место на наличнике, как раз для этой фигурки приготовленное – вот!
Чёрт завизжал запрыгал: «Обманул! Обманул меня!»
«Не видать тебе моей души, раз договор ты не выполнил. Рассвет уже, а дом-то всё ещё не достроен!»
Михаил Семёнович рассмеялся.
-И что дальше было? – спросила Леся.
-Дальше, жил дед в этом доме и бед не знал, потом женился, детей и внуков вырастил. А дом так и остаётся недостроенным, фигурка волка потерялась где-то, а новую дед делать не стал и нам запретил. Ну, пойдёмте внутрь, я вам комнаты покажу!
В этом недостроенном доме мы прожили всё лето. Черти из реки к нам не приходили. Крепко обиделись наверно на мастера-обманщика.