Анна Викторовна пробыла у нас около часа. Она с удовольствием поиграла с восьмимесячной внучкой и покормила её фруктовым пюре на полдник. Что-то казалось мне странным, но я никак не могла понять что именно.
Когда она собралась домой, и мы провожали её в прихожей, Анна Викторовна достала из сумки небольшой целлофановый пакетик и дала его моему мужу:
— Я Стёпе подарок привезла. Увидела в прошлый раз, что у вас компьютер появился. Вот, мышка. Специальная, для людей, которые предпочитают пользоваться левой рукой.
— Мама, зачем? — муж достал из пакета пластиковую коробочку и покрутил её в руках. — У нас нормальная мышь, которой может пользоваться…
На этом моменте я ощутимо ущипнула его за спину — до такой степени необычным был поступок свекрови.
— Спасибо, Анна Викторовна! — перебила мужа, пока он не наговорил лишнего. — Большое спасибо! Стёпке обязательно понравится подарок. Эта мышка — нужная и важная вещь для него. Мы даже не подумали о такой мыши. Спасибо за Вашу внимательность, Анна Викторовна.
Свекровь расплылась в робкой улыбке:
— А сам Стёпа где?
— Гуляет.
— Это правильно. В его возрасте нужно как можно больше времени проводить на свежем воздухе.
Стоило ей покинуть наш дом, как муж спросил:
— И что это было? У нас реально универсальная мышь! Стёпка нормально ей пользуется, никаких проблем нет.
— Ты не понимаешь! Твоя мама первый раз принесла Стёпе подарок! Первый раз! Лично ему! И вела себя… Странно как-то. Да она даже на дни рождения к нему не ходит! А сегодня твоя мама сама на себя не похожа!
— Принесла и принесла. Ничего необычного. Вон, в прошлый раз Стёпке от мамы маленькая машинка досталась. Подарок? Подарок.
— Нет, дорогой. Машинка была подарком «заодно»: Анна Викторовна купила для внучки набор погремушек, а машинку Стёпке принесла за компанию. С тех пор, как у нас родилась дочь, твоя мама всегда так делает: что-то покупает малышке, какую-нибудь мелочь — Стёпе. А мышка для левшей — конкретно для Стёпки!
— Всё равно ничего не понял, — махнул рукой муж и ушёл в комнату.
Конечно не понял. Не так посмотрела, не таким тоном сказала, не с тем выражением лица машинку вручила — этим больше увлекаются женщины. И вообще, эти китайские машинки-подарочки из воняющего пластика, больше похожие на подачки, на мой взгляд, приобретались Анной Викторовной только для того, чтобы показать моему мужу какая она хорошая — вот, чужого ребёнка не обделяет.
Стоило задуматься, как я поняла, что именно показалось мне странным: каждый раз, когда в зоне видимости появлялась Анна Викторовна, мне хотелось спрятать старшего сына за спину, даже если его не было рядом. Вроде, она не говорила при нём ничего обидного, не бросала на него презрительные взгляды, но её недовольство одним только фактом Стёпкиного существования ощущалось физически. А в этот раз ничего подобного не было!
Стёпу Анна Викторовна невзлюбила с первого взгляда. Да и меня тоже. если честно. Не такой жены она хотела для своего сына. И если с моим существованием Анна Викторовна со временем смирилась, то Стёпу она не переваривала вообще никак.
Я не просила какой-то безоговорочной любви или поклонения: у Стёпы есть родственники, которые его любят. А требовать подобного от чужой для него женщины — верх глупости. А тут — специальная мышка. Да, нам она не нужна — есть универсальная, но сам факт подобной заботы весьма удивил и обрадовал.
В следующий раз, придя к нам в гости, Анна Викторовна решила погулять с внучкой. Она часто так делает: муж спускает коляску, она усаживает туда внучку и бродит по парку. Вот только впервые она решила взять Стёпу с собой.
— Ты же не против? — уточнила Анна Викторовна.
Они погуляли, вернулись. Сын был доволен — на все лады расхваливал бабушку Аню. Бабушку Аню! Всегда была Анна Викторовна, даже когда Стёпка не мог толком выговорить эти два слова.
— С Вами всё в порядке? Что-то случилось? — насторожилась я из-за такой перемены настроения.
— Случилось, — вздохнула свекровь и начала рассказывать: — Ты уж прости моё поведение. Стёпка не виноват. Да никто не виноват. Мне казалось, что он будет мешать, будет лишним. Что он у тебя на первом месте, а мой сын всегда будет на вторых ролях. Живое напоминание о другом мужчине. Напоминание, вскарабкавшееся моему сыну на шею. Я злилась. С каждым разом всё больше и больше. Вот он мне улыбался, а я его почти ненавидела. А как-то поймала себя на мысли, что зла сильного ему мысленно пожелала. Поняла, что так больше продолжаться не может. Я исправлюсь, обязательно. А как Стёпка сестрёнку любит? Знаешь, я когда увидела, как он её с ложечки кормит, как-то отпускать начало. Так стыдно за себя стало: взрослая баба, а такой ерундой занимаюсь. Настоящей любящей бабушкой стать не обещаю, но бабушкой Аней буду.
Я её обняла. Первый раз. От всей души. И сказала спасибо не только за её сына, но и за моего.
Записано со слов Полины Т.